16 сентября 2016
На Парижском автосалоне в конце этого месяца компания Lexus покажет публике прототип кинетического сиденья Kinetic Seat. При поездке в таком кресле грудная клетка и таз человека будут совершать небольшие вращательные движения, за счёт которых обеспечивается стабильное положение головы, компенсируются её колебания, вызванные тряской кузова. Процесс напоминает бег или ходьбу: там позвоночник постоянно изгибается и голова остаётся более-менее на одном уровне, несмотря на движения ног.
Главный элемент конструкции — расходящаяся от центра спинки (на уровне лопаток) «паутина», которая даёт спине определённую степень подвижности.
Поддерживающие человека слои выполнены из искусственного паучьего шёлка Qmonos компании Spiber. Причём выработан он не из нефти или газа, как множество полимеров. В основе синтезированного шёлка лежит белок, полученный в процессе ферментации от бактерий. Затем его пропускают через центрифугу, и в результате создаётся прочный и эластичный материал.
Разработчики указывают, что сетчатые «паучьи» кресла не только удобны, но ещё и помогут снизить массу автомобиля. С вентиляцией тут, похоже, проблем не будет. Только нужно ещё придумать, как встроить в такую сеть нити подогрева.
В погоне за комфортом автопроизводители придумали разнообразные анатомические и мультиконтурные кресла с массой регулировок под нашу фигуру. Однако человек в машине постепенно обленился. Сиденья приобрели лучшую форму — люди стали её терять. Тогда появился встроенный массаж.
Кстати, идея сети в автомобильных креслах не нова. В том или ином виде она встречалась на концептах много раз. Например, на шоу-каре Altea Freetrack (2007 год) или в Квиде от Renault (2014). На малыше Smart Forstars (2012) на внешний каркас была натянута тонкая эластичная ткань, а в Смарте Forvision (2011) в центре спинок была «паутинная» полимерная вставка.
Недавно в компании Daimler инженеры вздыхали: «То ли дело лошадь и седло — всё в динамике, всё дышит». И разработали концепцию подвижной посадки — Motion seating. В ней машина сама регулярно минимально изменяет настройки сидений, чтобы спина не затекала в одном положении. У Лексуса конструктивно решение своё, но цель похожа. Когда такие кресла появятся в серии, японцы не уточнили. Так или иначе, в этой области нас ещё ждёт немало интересного, наподобие сидений с биосенсорами и сенсорной настройкой, надувных или складываемых со смартфона.